Оценить важность Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), подписанного в 1987 году между СССР и США, можно, всего лишь взглянув на ракеты «Пионер» и «Першинг 2» в музее Вашингтона, предлагают журналисты The Washington Post в своей редакционной статье.
Советская ракета достигает более 16 м в длину и может оснащаться тремя ядерными боеголовками, американская — 10 м и с одной боеголовкой.
Как отмечают авторы статьи, этот договор был первым за всё время холодной войны, который исключил целый класс ядерных вооружений. То было «время, полное надежд, когда обе сверхдержавы верили в то, что ограничительное и поддающееся контролю соглашение может сократить угрозу ядерной войны». Теперь же страны друг другу больше не верят, и «США и Россия, похоже, возвращаются к гонке вооружений, которую остановило предыдущее поколение». При этом обе стороны уверяют, что этого не хотят.
Начиная с 2014 года, Вашингтон постоянно говорит о том, что Россия разрабатывает и проводит испытания ракет, которые запрещены этим договором. Как признают авторы статьи, детали этих обвинений остаются туманными, и Россия их отметает. В свою очередь, и Россия считает, что американские системы ПРО нарушают договор; США это отрицают. В договоре предусмотрен специальный механизм для разрешения подобных споров, но пока его работа не дала результатов.
По случаю 30-й годовщины подписания соглашения администрация Трампа объявила, что принимает экономические и военные меры, чтобы заставить Россию вернуться к соблюдению договора. Так, конгресс одобрил выделение $58 млн на разработку новой ракеты наземного базирования, что должно, по их мнению, дать Москве толчок. В свою очередь, российский президент на это ответил, что, по его мнению, США готовятся выйти из договора.
«Обстановка язвительности и отрицания ведёт к развалу Договора о РСМД и к началу новой гонки вооружений», — пишут авторы статьи. А учитывая опасность, связанную сегодня с угрозой распространения ядерного оружия, ни для России, ни для США нет никакого смысла ломать соглашение, которое в своё время уничтожило целый класс опасных ракет, настаивает редколлегия The Washington Post.